Біз туралы жазады

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Вспоминая героев
Автор: Анна СТРОКОВА

В преддверии Дня Победы в Караганде состоялось немало тематических событий, одно из них прошло в музее изобразительного искусства. Здесь собрались студенты колледжа моды, а мероприятие получило название «Поклонимся великим тем годам».

Встреча молодежи и сотрудников музея состоялась на фоне выставки «Мир! Труд! Май! Победа!», объединившей тематику майских праздников. И если в полотнах на тему Первого мая воспевается труд человека, картины в честь Дня Победы представлены портретами Героев Советского Союза.
Экспозицию открывает линогравюра с изображением Нуркена Абдирова, а центральное место в музейном зале занимает полотно Евгения Кима «Лица Победы», торжественно презентованное карагандинцам несколько лет назад. Не менее яркие работы – картины Василия Харлова «Победа» и «На прорыв» Владимира Ворохобина. Рядом с ними портреты женщин-героев. Прежде всего это портрет Алии Молдагуловой, без которой не обходится ни одна подобная выставка. В этом году в музее выставлены два ее портрета в исполнении Виталия Тканко и Амена Хайдарова.
Еще один герой выставки – казахская летчица Хиуаз Доспанова, написанная Сергеем Анарбековым. Хиуаз, отметила куратор выставки Айгуль Омарова, мужественно отправилась выполнять свой долг в юном возрасте.
– Она хотела летать, – рассказала Айгуль. – Хиуаз получила ранение в ногу, отказалась от ампутации и впоследствии снова вернулась на фронт. Летала Доспанова под командованием Марины Расковой, летчицы легендарного авиаполка «Ночные ведьмы».
Студенты Карагандинского колледжа моды давно сотрудничают с музеем изобразительного искусства, и как и художники непосредственно связаны с творчеством. Молодые люди продемонстрировали собственную тематическую инсценировку, отражающую призыв юношей на фронт, и прочитали стихи, посвященные войне и Победе.
Фонд музея пополнился портретом еще одного героя Великой Отечественной войны. Карагандинский художник Сергей Глазков подарил музею свою картину с изображением Мартбека Мамраева. Ее Сергей Прокофьевич писал по фотографии нашего легендарного земляка, а среди его работ есть портреты, к примеру, разведчика Зайруллы Нигматулина. Мартбек Мамраев, рассказал Глазков, был его соседом, а сам Сергей Прокофьевич дружил с его детьми. В ближайших планах мастера – написать портрет знаменитого карагандинского скульптора Анатолия Билыка, с которым он тоже был знаком лично.
Свидетелем передачи портрета отца в дар музею стала дочь Мамраева Клара Мартбековна, которая рассказала студентам о его жизни и труде.
– Папа начинал трудовую деятельность будучи совсем юным, и приехал осваивать Караганду, начал работать на шахте. Ушел на фронт добровольцем с твердым желанием защитить Отчизну от гитлеровских оккупантов. Он любил свою Родину, как и все те, кто сложил головы в боях, – отметила Клара Мартбековна, поздравив присутствующих с Днем Великой Победы.

Он и пишут время
Автор: Анна СТРОКОВА
Карагандинский музей изобразительного искусства готов принять гостей «ЭКСПО-2017». Экспозиция, посвященная международной выставке, действует в обоих залах, охватывая тему не только развития самого Казахстана, но и историю искусства нашего региона.

Все работы выставки, кураторами которой стали научный сотрудник Виктория Храпко и главный хранитель Дамели Кадыркулова, собраны из фондов музея. Выставка получилась масштабной (более 80 работ) с элементами торжественности ― в нашей области есть чем гордиться, и с каждым годом, отдаляясь от прошлого, мы все больше понимаем ценность творчества.
– Особенно это касается тех художников, которых не стало в последнее десятилетие, – рассказывает Виктория Храпко. – Ушла целая плеяда замечательных карагандинцев, среди которых – Вениамин Шамшин, Саркис Саносян, Мингиш Абылкасов, Анатолий Билык и другие. Их настроение и чувства мы хотим донести до наших зрителей.
Среди картин, которые редко выставлялись на публике, Виктория называет автопортрет художника Василия Харлова. Он был приверженцем классического реализма, личностью интересной и яркой. Воспоминания его коллег свидетельствуют, что перед началом работы он всегда облачался в костюм, относясь к творческому труду очень серьезно. Его автопортрет, написанный в 1971 году и недавно переданный музею из областного краеведческого, смотрится богато и лаконично.
В одном из залов музея собраны произведения монументальных размеров. Здесь представлены не только карагандинские художники.
Кстати, этот же зал поделен на так называемые «карманы»: картины располагаются не только на стенах, но и на специальных стендах. Каждый выполняет свою задачу. Экспозиция начинается с легенды об Аппаке Байжанове, отражая историю развития области. Затем следуют работы репрессированных художников, их учеников, участников Великой Отечественной войны и наших мэтров, имена которых у всех на устах.
– Долгое время среди техник доминировала живопись – художники писали пейзажи, индустриальные в том числе, а в семидесятых годах в сферу искусства пришла талантливая молодежь. Уже после 20 лет основания Караганды наш Союз художников растет и расцветает, – рассказывает Виктория. – Город строится, на арену искусства выходят архитекторы и дизайнеры, обретают известность наши искусствоведы – Евгения Гаврилова, Людмила Дараева, Наталья Иванина и другие. Помимо того что реализм остается в приоритете, художники ставят перед собой задачу разработки национального искусства, обращаются к истокам культуры и быта. Произведения и статьи наших мастеров появляются в периодической печати.
Позже, к концу восьмидесятых и началу девяностых, художникам захотелось чего-то более интересного и нового: они обращаются к авангардному искусству. Дух его, отмечает Виктория Храпко, к этому моменту уже давно витал в творческой среде.
Сейчас наша земля продолжает открывать новые таланты: молодые художники повышают свое мастерство, отправляются на учебу в ближнее и дальнее зарубежье, исполняют свои произведения в академической манере, что тоже отрадно.
Во втором зале музея действует фотовыставка, посвященная развитию страны за годы независимости и непосредственно «ЭКСПО-2017». Фонд духовного развития народа Казахстана проводил в 2011 году выставку к 20-летию независимости, а после успешной работы передал картины в фонд музея изобразительного искусства. Теперь они предстали перед зрителями. Первыми посетителями этой экспозиции, которая продлится до конца июня, стали ребята из детских летних лагерей.
А в начале июля в музее откроется еще одна выставка, которая соберет золотую коллекцию фонда, – посетители смогут ознакомиться с работами репрессированных художников, произведениями декоративно-прикладного искусства и экслибрисами.
Фото Линара ГАЛИМОВА

“Не перестану писать эту землю…”
Автор: Анна СТРОКОВА

Карагандинский художник Мингиш Абылкасов, ранее отмеченный в «Творческой галерее», считал Владимира Ворохобина своим наставником. Работавший в разных жанрах Ворохобин писал Великую Отечественную войну. Одна из достойнейших его работ на эту тему сейчас украшает зал Карагандинского музея изобразительного искусства. Владимир Ворохобин родился в 1923 году в Черниговской области (Украина) и рано остался без родителей. Рос в детском доме, после окончания восьмого класса поступил в Днепропетровское художественное училище на отделение живописи. Его дипломная работа «Бой под Львовом» была посвящена созданию единой Советской Украины, и тогда, в 1939 году, Ворохобин не подозревал, что его ждет через два года.

В 1941 году он добровольно уходит на фронт – до самой Победы: на Воронежском фронте выступает командиром роты, после – начальником штаба дивизии. Тяжелое ранение, полученное в марте 1943-го на 3-м Украинском фронте, не остановило Ворохобина: после госпиталя он снова отправился на передовую. Уже потом, в 1968-м, его наградят орденом Отечественной войны второй степени, юбилейными и памятными медалями Советского Союза. Но с фронтовых сражений художник возвратился без обеих стоп.
Переезд Владимира Кузьмича в Карагандинскую область состоялся в 1947 году: в Сарани он поселился сразу и на всю оставшуюся жизнь. Город рос на его глазах. Местные мальчишки ласково звали его «дядей Володей», а взрослые – «нашим Маресьевым», в честь советского военного летчика.
После недолгой профсоюзной работы Ворохобин преподавал школьникам рисование, затем стал художником-оформителем Карагандинского
худфонда, а в 1975 году – членом Союза художников СССР. С 1950-го он активно участвовал в выставках разного масштаба. В Союзе художников Карагандинской области он состоял до последних своих дней – его жизнь оборвалась в 1989 году.
Пробуя себя в разных жанрах (особо отмечают его женские портреты), Ворохобин отдавал предпочтение пейзажу. Излюбленная техника мастера – акварель: работы его прозрачны, воздушны, а сочетания красок тонки. В своих картинах он поэтично передает собственные наблюдения. Военно-патриотическое направление в творчестве мастера соседствует с темой бурного развития индустрии шахтерского края. Великой Отечественной войне художник посвятил лучшие полотна, среди которых картины «На прорыв» и «По дорогам войны».
Живописец и график Владимир Ворохобин – приверженец традиционных реалистических приемов, бережно развивающий их в собственном искусстве. В своей реалистичной манере он участвовал в создании изобразительного искусства Казахстана и говорил: «Пока жив, я никогда не перестану писать эту землю, восхищаться любым проявлением красоты». Потому верность натуре, трепетное к ней отношение – непременное условие творчества Ворохобина. А его картины живут и будут жить в сердцах тех, кто видел их хотя бы раз.

Кадр как выстрел
Автор: Оксана МЯГКИХ
Фотовыставка, посвященная 25-летию образования Вооруженных сил РК, проходит в областном музее изобразительного искусства. Ее организаторы хотели наглядно показать, чем сегодня живет казахстанская армия, ее трудовые будни и редкие часы отдыха, поэтому особыми гостями здесь стали будущие защитники Родины – юные жасулановцы и кадеты. На выставке было представлено более 130 работ майоров Армана Акыбаева и Ермека Сарбасова, а также старшего сержанта Думана Курмангалиева.
Каждый из них – не новичок в армии: почетному делу служения стране отдали не один год. Посетителям они показали армейскую жизнь такой, какая она есть, без прикрас: на снимках мы видим грозную боевую технику, тяжелые марш-броски, редкие минуты отдыха, торжественный момент принятия присяги. Здесь нет ни одного постановочного снимка, поэтому они так ярко передают эмоции и накал страстей, царившие в тот момент.
– Благодаря мирному небу над головой мы редко вспоминаем, каким трудом достались нам свобода и независимость, и нашу стабильность воспринимаем как должное, – рассуждает Арман Акыбаев, который фиксировал на фотоаппарат происходящее вокруг него не по долгу службы, а по велению сердца. – Данный фотопроект позволяет приоткрыть завесу секретности и закрытости перед обывателями. Он помогает окунуться в мир суровой армейской жизни через портреты простых солдат. Зритель сможет оценить, как проходит становление личности современного человека в военной среде. Мне, военному, понятно, что ежедневно происходит с парнями, что в них меняется. Важно продемонстрировать это широкой публике. А еще мы хотели своими работами показать ценность и важность армии.
Старший сержант Думан Курмангалиев привык снимать армейские будни на фотокамеру. Даже лютая непогода не является для него преградой, если нужно ехать, например, на военный полигон в Спасске. Он признается, что фотографией начал увлекаться еще со времени прохождения срочной службы, а впоследствии это стало его профессией. Фотографу Курмангалиеву особенно нравится фиксировать эмоции людей, когда становится видна их истинная сущность. Благодаря этому снимки получаются по-настоящему проникновенными и незабываемыми. Несмотря на предостерегающие его опасности, он часто работает максимально близко к объектам съемки, чтобы поймать нужный кадр, и практически всегда находит точный ракурс, чтобы фотография получилась эмоциональной и драматичной. Это его умение было по достоинству оценено в декабре 2016 года, когда Думан Курмангалиев стал обладателем второго места на республиканском фотоконкурсе «Мой Казахстан».
Ознакомиться с экспонатами выставки можно до 10 мая.

06 апреля 2017 года 47

У кошек все строго
Автор: Вероника БОЯРОВА, студентка КарГУ им. Е.А. Букетова
В Карагандинском музее изобразительного искусства развернули выставочные палатки. Убранство каждой индивидуально: где-то лежат игрушечные мыши, где-то стоят кубки. Кошки ждут своей минуты славы, вальяжно раскинувшись на гамаках и подушках.
Директор фелинологического клуба любителей кошек «Pussy сat» Нина Гринаковская рассказала, что такие мероприятия делятся на несколько частей – для организаторов и зрителей, но главное действие происходит «за кулисами». Перед каждым рингом (всего их 24) эксперты из Челябинска и Твери проводят экспертизу животных, проверяя состояние здоровья и прививочную карту. Только потом их хозяева могут подать заявку на участие в состязании.
Все породы соревнуются по очереди. К слову, конкуренция на выставке интересная. Нина Анатольевна признается, что сама изучает ее не первый год. Все кошки делятся на породы, породы – на группы (длинношерстные, короткошерстные, лысые), а внутри они делятся по полу, возрасту и окрасу. Получается, что если в выставке участвуют два представителя одной породы, но разных окрасов, в состязании они не конкурируют. А вот в самом главном выходе – «Best in show» – ситуация меняется: здесь принять участие могут лишь те животные, которых номинировали эксперты.
На выставке все строго, как в модельном агентстве, и у каждой породы свои стандарты красоты. У персов и экзотов, к примеру, важен постав ушей, глаз, ровный хвост, без заломов и изгибов, отсутствие шишки на лбу.
У Надежды Ресслер представителей этой пушистой породы пять: четыре кошки и один кот. В клубе «Pussy сat» она с питомцами состоит уже 18 лет и на выставках бывает часто: ее животные принесли в дом более 50 кубков и наград. Разводить животных Надежда Петровна начала из-за детской мечты: хотела иметь персидского кота. Он тоже был с ней на выставке. На мероприятие красавца готовили основательно – сначала в ход пустили три разных шампуня: очищающий, для улучшения цвета шерсти и для объема, за этим последовала длительная сушка феном. К таким процедурам, отметила хозяйка, животное относится терпимо.
Кроме персов и экзотов, на выставке присутствовали кошки норвежской лесной, британской, бурманской и бенгальской породы, напоминающей леопарда, мейн-куны, похожие на рысь, а также сфинксы. Но необязательно иметь породистого кота, чтобы участвовать в выставке.
Красовался здесь и обычный домашний кот – хозяйка Галина Зудзина представила своего питомца впервые. На чистокровных участников Маркиз внимания не обращал: вырос с двумя мейн-кунами – Фариком и Элвином. Первый плохо себя чувствовал и остался дома, а Элвин был рядом и ждал своего выхода.
На выставке, прошедшей в здании музея в первых числах апреля, карагандинцы увидели 110 представителей семейства кошачьих. Рост числа участников налицо: на самой первой выставке «Pussy cat» было всего 35 кошек. Да и клуб, кстати сказать, отмечает юбилей – 25 лет. Несмотря на то, что организаторы карагандинцы, участниками из областного центра выставка не ограничилась: свою красоту демонстрировали кошки из Темиртау, Сарани, Шахтинска, Павлодара и Астаны.
Победившим на выставке конкурсантам, коих было немало, организаторы вручили титул, ленту, кубок, медали и подарки. А для тех, кто мечтает видеть питомца чемпионом мира, одной выставки недостаточно: необходимо быть участником около 25 подобных соревнований, выиграть их, а последний титул получить на другом континенте. Такой конкурсант на карагандинской выставке тоже был и представлял бурманскую породу. После двухдневной встречи организаторы и эксперты ознакомились с описанием животных и дали хозяевам рекомендации. Владельцы тоже знакомились между собой, чтобы подыскать своим питомцам «невест» и «женихов».
Параллельно с выставкой кошек в областном музее изобразительного искусства провели детский конкурс рисунков на соответствующую тему. Юных художников наградили за участие в подготовке кошачьих “портретов” любимой породы.

17 января 2017 года 24

Краски детства

Автор: Анна СТРОКОВА

С работами юных карагандинских художников знакомит в январе областной музей изобразительного искусства. Выставка, получившая название «На крыльях творчества», собрала шедевры учеников и выпускников художественного отделения городской школы искусств № 1.

Экспозиция насчитывает более 300 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и компьютерной графики. Одна из стен музейного зала посвящена дипломным работам выпускников школы прошлого года.
Примечательно, что три из учениц ШИ № 1 носят фамилию Смирнова, при этом являясь однофамилицами: уже выпустившаяся Кристина, которая поступила в Новосибирский колледж декоративно-прикладного искусства, выпускница этого года Елизавета, представившая среди своих произведений вазу из более чем полутора тысяч деталей, а через год из школы выпускается Милана Смирнова.
Руководитель художественного отделения ШИ № 1 Елена Граф отмечает: немало учеников после выпуска отправляются на учебу в вузы Екатеринбурга и Новосибирска, а также поступают в Национальную академию искусств им. Т. Жургенова.
– Чем раньше приобщать ребенка к творчеству, тем лучше разовьется его талант, – напоминает Граф. – Яркий тому пример – пейзаж Сабины Бейсенгалиевой, девушки уникальной и своим делом очень увлеченной. Она с нами с нулевого класса, и я была ее руководителем. Готовя дипломную работу, она начала с солнца в углу картины, и половину произведения написала за одно занятие, за три часа. Сабина сама сделала эскиз и выбрала тему. Кроме того, она – неоднократная участница выездных пленэров: побывала с нами в Таиланде и Греции.
Сабина работает очень аккуратно и не спеша, поделилась на открытии выставки ее мама Светлана Александровна. Ее дочь защитила дипломную работу на отлично и успела побывать еще на одном выездном пленэре в Праге, откуда привезла восемь работ в разной технике.
– Очень рада, что дочь развивается творчески, – призналась Светлана Александровна. – Пленэры стараемся посещать семьей, поддерживаем Сабину в ее творческих стремлениях. Сейчас она в 10 классе, и через год будем думать, куда поступать. Творчеством дочь занимается с детства, с самого детского сада – помню, даже с раскрасками она работала очень аккуратно.
Ученики школы искусств № 1 погружаются в творчество полностью и одинаково хорошо проявляют себя в разных направлениях. На вопрос, что больше всего дети предпочитают рисовать, Елена Граф не дает однозначного ответа: да, они любят работать и над пейзажами, и со скульптурой, однако и сама программа предполагает изучение всех видов искусства, и свою роль играют преподаватели.
– Если педагог любит лепить, как наша преподаватель Татьяна Ивашенцева, то и ребята полюбят это дело. То же самое и с другими направлениями. Мне дети, бывает, говорят: «Мы гуашью поработаем, а можно потом на масле отдохнем?» Им очень нравится работать маслом.
Разные направления изобразительного искусства в ШИ № 1 представляют разные преподаватели. К примеру, Жансая Нуртаева и Махаббат Калкина преподают все дисциплины на государственном языке, наполняя собственные работы национальным колоритом. Лариса Панаиоти – мастер композиции, направления непростого и требующего максимальной работы воображения. Самые младшие участники музейной выставки представили одни из первых своих рисунков под руководством Галины Поповой. Ее коллеги, Дана Кабельдинова и Валерия Магдеева, обучают ребят рисунку, а Татьяна Ивашенцева трудится вместе со своими маленькими мастерами в керамическом цехе, где малыши создают свои первые шедевры. Сама Елена Граф отвечает за мастерство живописи.
Лучшие работы выставки, рассказали на открытии, останутся в школе искусств № 1 как образцы и украсят коридоры учебного заведения, а некоторые из произведений презентуют детским учреждениям и больницам, отделу образования и другим организациям. Работы малышей вернутся к своим юным авторам: дети часто дарят их родственникам.
Стоит отметить и то, что сейчас в ШИ № 1 обучают и компьютерной графике – ее преподает старший преподаватель КарГУ им. Е.А. Букетова Ирина Жученко, ученики которой тоже представили свои работы на выставке: в основном это плакаты и постеры. Выставка, заключают организаторы, с ними засверкала новыми красками.
Фото Линара ГАЛИМОВА

 

04 февраля 2017 года 59

Природа таланта

Автор: Нина КРАМЕР

С уверенностью и только вперед смотрят герои картин заслуженного деятеля искусств КазССР Раймкула Есиркеева. Он не приукрашивал внешность своих персонажей, не скрывал морщины и не рисовал довольный румянец. Наоборот, по словам младшего сына Мейрама, старался делать портреты как можно натуральнее. 

Раймкул Есиркеев прошел трудный путь от самоучки до художника-профессионала. Передал свой талант сыновьям. В Караганде сейчас говорят о династии художников Есиркеевых, которые взяли пример с отца и привнесли в творчество собственный стиль, личностное видение реальности. Но всех троих волновала карагандинская тема, окружающие их люди, события, пейзажи. В частности, старший Есиркеев львиную часть своих творческих работ посвятил человеку труда. Герои его полотен – горняки, строители, чабаны.
Родился Раймкул Есиркеев в октябре 1921 года в ауле № 10 Актогайского района. Художественного образования он не получил – помешала война. Когда вернулся с фронта, поступил в Алма-Атинское художественное училище, но учиться не стал.
– Его мама, наша бабушка, сказала: «Я тебя шесть лет ждала, больше не смогу», – рассказывает Мейрам Есиркеев. – И он решил остаться дома. Ведь бабушка была одинокой женщиной, а он – ее единственный сын, и отец устроился работать оформителем.
В 1948 году Раймкул Есиркеев поступил в мастерские товарищества КазИЗО в Караганде, позже – художественного фонда. А в 1965-м стал членом Союза художников Казахстана. С 1957 года – активный участник областных и республиканских выставок. Крупными мазками художник передает дух степного края, неяркое, порой грубоватое очарование Сарыарки, отраженное в описаниях природы и портретах близких людей. В этот же год он создает «Портрет матери». Живописец концентрирует внимание на лице старушки. Спокойные, мудрые глаза матери, одновременно наставляющие и жалеющие, являются центральной частью портрета.
Еще один яркий женский образ в галерее работ Есиркеева – портрет актрисы Театра имени С. Сейфуллина Халимы Ахметовой, он был создан в 1962 году. На картине – красивая, уверенная в себе женщина, которая даже свой возраст преподносит красиво. «Портрет молодого врача» (1966), на котором изображена серьезная и в то же время немного застенчивая красавица, стал частым экспонатом выставок, очень любят эту работу в КГМУ.
Брутальная мужская красота у молодого человека на картине «Портрет шахтера С. Жаханова». Карагандинские искусствоведы называют ее одним из первых законченных произведений автора. Каждый горняк в картинах Есиркеева, независимо от занимаемой должности и стажа, – человек почетной профессии, заслуживающий уважения, обладающий отвагой и мужеством, словно казахский батыр.
С шахтерской темы начал и его младший сын Мейрам, поначалу выбравший другую профессию. После школы он окончил «политех» и пошел работать на шахту, но впечатляющие подземные пейзажи так и тянули взяться за карандаш. В общем, ушел Мейрам с производства не с пустыми руками и до сих пор много времени посвящает шахтерской теме.

Его старший брат Куаныш, по мнению Мейрама Раймкуловича, превзошел отца в мастерстве. Он был одним из первых художников, кто в 70-х годах пытался донести в своих произведениях трагедию казахского народа в период коллективизации. Дало о себе знать раскулаченное прошлое его семьи. Естественно, работы не были приняты и подверглись критике. Художник замыкается в себе, и его внутренний протест находит выражение в картинах с четким конструктивным рисунком, тем самым демонстрируя свой утопический взгляд на обыденность.
– Куаныш – аскет. Он получил художественное образование и всю жизнь посвятил искусству, – говорит о нем Мейрам. – Если отец был очень реалистичен, то брат старался донести до людей свое внутреннее состояние – эмоции, переживания, чувства.
Старший сын Мейрама Есиркеева тоже получил художественное образование. Вот так из поколения в поколение передаются изобразительный талант и любовь к родной земле.

 

Индустриальная Караганда

24 января 2017 года 55

Очарованные Прагой

Автор: Анна СТРОКОВА

Отчетная выставка участников арт-пленэра для преподавателей-художников Карагандинской области «Очарование сказочной Праги» открылась 20 января в музее изобразительного искусства. В экспозиции собрано более 60 пленэрных этюдов, набросков, произведений живописи и графики.

Столица Чехии отражена на выставке настолько многогранно, что, глядя на произведения, кажется, будто всегда знал, как выглядит этот город. Здесь и виды на величественные башни и Чешский Крумлов, Карлов мост в тумане и его отражение в реке Влтаве, городские улочки и уютный многолюдный вестибюль отеля «Адлер». Сочным предстает «Утро в Праге» Сабины Бейсенгалиевой, а «Собор святого Николая» 11-летней Алины Джанзаковой доказывает: даже юные художники творят по-взрослому. Собрание произведений дополняется красочными фотоэтюдами Валентина Лазариди, отразившими архитектурные красоты города, выступления местных музыкантов и уличных мимов и, конечно, царственные пражские соборы.
На открытый арт-пленэр в Чехию отправились 24 человека, представляющие разные учебные заведения: Карагандинскую школу искусств № 1, среднюю общеобразовательную школа № 25, детскую школу искусств Сарани №3 и детскую художественную школу Шахтинска.
Чехию наши мастера посетили в ноябре. Успели они побывать в Германии и Австрии, однако основную часть времени провели в Праге. Побывав на экскурсиях, успели посмотреть дворцы королей и завораживающие скалистые горы.
Директор ШИ № 1 Анастасия Бермичева признается: Прага ее покорила сразу и навсегда – что ни дом, говорит она, то произведение искусства, и каждый из них – особенный. Детям выездной пленэр, конечно же, очень понравился.
– Ребята и так постоянно в движении, а здесь мы им особенно поражались. Для нас как для педагогов самое ценное то, что свои впечатления они сразу выражали в работах, – поделилась Бермичева.
Это уже шестой выездной пленэр на счету наших художников, и надо сказать, что в творческие путешествия они ездят на свои деньги. Дополнительного финансирования на поездки нет, школы не имеют возможности поддержать материально, а посему желающие вдохновиться заграницей делятся: накопить на поездку не проблема, сумма выходит разумная.
Стоит сказать и о профессиональной встрече коллег: наши художники и чешские мастера обменялись опытом, ознакомились с системой работы местных служителей музы.
– В работе чешских художников есть интересный нюанс, которого нет у нас, – продолжила Анастасия Бермичева. – Мастера, музыканты и актеры выигрывают тендер на три года работы в определенном месте, допустим, Карлового моста. У каждого из них есть своя точка и документ, подтверждающий, что именно здесь он имеет право работать. И даже если сегодня у него ничего не купили, завтра покупатели обязательно появятся.
Удивительная сказочная страна, волнующая ароматом кофе и корицы, – так описывают Чехию. Научный сотрудник музея изобразительного искусства и преподаватель Виктория Храпко, тоже побывавшая на пленэре, с этим соглашается. Пожалуй, говорит она, кофе пропахла вся Европа, однако, говоря о Чехии, уместнее подчеркнуть ее архитектуру и свежую, весеннюю зелень осенью.
– Быть участником выставки очень волнительно – хочется показать себя как можно лучше, – призналась Виктория на открытии экспозиции. – Своих картин я представила 12. Изначально планировала 13, однако с последней не стала спешить. Уже после путешествия написала полотно «Воспоминание о Праге», сюжет которого менялся на ходу: в композицию, где на подоконнике лежали фото поездки и мелки с карандашами, «внедрилась» моя кошка, и я решила не нарушать этой гармонии. Что касается работы в Праге – мы останавливались на определенном месте и писали, но максимум пару часов: несмотря на яркую осень, руки быстро замерзали, а писать в перчатках неудобно.
Прага наших художников околдовала и заворожила, породив искренние и живописные произведения изобразительного искусства. Каждый из них изображает город по-своему, и на это стоит посмотреть. Выставка в музее продлится до 27 января, а наши художники-преподаватели уверяют: это не последний пленэр, на котором они побывали.
Фото Линара ГАЛИМОВА

 

Индустриальная Караганда

6 февраля 2017 года 33

Правда творчества

Автор: Анна СТРОКОВА

Жизнь Исмаила Галимова сложилась настолько непросто, что о ней, наверное, можно и кино снимать. В веренице событий он остался верен творчеству, о чем рассказали работы на его персональной выставке, которая открылась на днях в Карагандинском музее изобразительного искусства.

Исмаил Ахмадеевич родился в 1938 году, окончил десять классов школы, а позже – трехгодичное отделение станковой живописи и графики.
Галимов написал около двухсот полотен, половину из них – в мастерской, которая располагается в его собственном гараже. Там же когда-то прошла одна из его выставок: он размещал картины на полу, на стенах гаража и даже в пристроенном чердаке. Мастерская существует и по сей день, разве что гараж сегодня оборудован лучше.
Талантливый художник – лауреат творческих конкурсов в России, а в Караганде в советское время открыл клуб свободных живописцев.
– Это было в конце восьмидесятых, – рассказал Исмаил Ахмадеевич. – Я только вернулся с Севера, где прожил три года, объединился с нашими мастерами в клуб «Изопоиск». Там собрались 45 человек – не только художники, но все, кто занимался творчеством: чеканкой, резьбой по дереву, вязанием, вышиванием картин. Два года организовывали выставки в специально предоставленном месте, там же работали. Мы выставлялись в Карагандинском парке и Дворце культуры горняков, в Алматы и Москве.
На открытии выставки автор отметил: хотел бы передать картины в фонд музея изобразительного искусства, сделав творческий подарок городу.
В экспозицию выставки Галимова вошли живописные произведения, сувенирные работы, а также материалы из семейного архива.
– Строгого отбора работ не было – мы выбрали почти все, что есть в мастерской Исмаила Ахмадеевича, – поделилась позже главный хранитель музея Дамели Кадыркулова. – У нас это его первая персональная выставка и, надеемся, не последняя. Однако экспозиция сама по себе непроста: причина тому – огромное разнообразие работ и жанров. Мы подразделили их на периоды: одна из стен зала посвящена народам Севера, другая – портретам, третья – казахстанским пейзажам и индустриальной тематике. При этом яркой работой раннего периода творчества мастера стал «Натюрморт». От нее разительно отличается «Утро Шубаркуля» – работа более поздняя и оттого куда более взрослая.
И сегодня Исмаил Ахмадеевич продолжает творить, работает над портретом своего товарища – полковника в отставке Владимира Зайцева. Почитатели творчества мастера надеются побывать в будущем на его новых выставках.

Фото Линара ГАЛИМОВА

 

Орталық Қазақстан

Сурет-ғұмыр

в Басты тақырыпРуханият 13.01.2017

        Суретші Жақсыбай ҚАЛИАҚПАР шығармашылығын жете білмесем де, жақсы таныспын. Осыдан бірер жыл бұрын оның Сәкен СЕЙФУЛЛИН портреті хақында жазғаным бар-ды. Қазір ғаламторда, көптеген баспа беттерінде жүрген Сәкеннің таңдаулы портреттерінің бірі – сол кісінің туындысы. Бір өкініштісі, сол суреттің иесін біле бермейміз…

геолог Қаныш СӘТБАЕВ

Өнер адамдарының ішінде сөз иесі – ақын-жазушы, әсіресе, әншілер кеңінен танымал болғанымен, сурет иелері аса танымал емес. Олар да ұлы өнердің өкілі десек те. Таңғажайыптарды бейнелеуші олардың «тілі – тілсіз тіл» (Абай). Алайда, таудың күнгейі мен көлеңкесі секілді, суретші, мүсіншілерден көрі әншілерді көп біліп, ескереміз. Мұны суретші-мүсінші ғана емес, қолданбалы өнердің һас шебері Жақсыбай Қали­ақпар тағдырына қатысты айтуға да болғандай.

Жақында суретшінің соңында қалған он шақты туындысын ұрпақтары мен туған-туыстары Қарағанды облысының бейнелеу өнері мұражайына тапсырды. Ондағы Қаздауысты Қазыбек би, қара тас ұстаған Қаныш Сәтбаевтың жас кезіндегі суреті – «Геолог Қаныш Сәт­баев», атақты әнші Манарбек Ер­жановтың портреті, Қ.Сәтбаевтың қо­ладан шекіп салған портреті (чеканка), тағы басқалары есті жанды елең еткізбей қоймайды. Сәкен Сейфуллин мен Елбасы Н.Назарбаевтың суреті қандай келісті?! Бірінен-бірі өтеді. Жақаңның «Манарбегі» тіптен бөлек. Әншінің басқа портреттеріне қарағанда, толысқан, кемел шағын келтіреді көз алдыңа. Естуімше, суретшінің керемет туындыларының бірі – «Абай елі» шығармасы Абай қаласындағы мұ­ражайда сақтаулы көрінеді. Сурет­шілігін былай қойғанда бұл кісінің мүсіншілігі бір төбе. Сәкеннің туған жері – Сей­фолланың Қарашілігінде һәм Ортау ауы­лында ақынның екі бірдей мүсінін қалыптаушы осы Жақаң. Сейфолланың қыстауындағы көз тоқтар қараның бірі – сол сұңғыла бабамыздың сұлу бейнесі ескерткішке пара-пар дүние. Бірі Ортау ауылында тұр. Оған қоса, қолданбалы өнер түрлері: металдан мүсін шекіп, ағаштан түйін түйіп қана қоймай, зер­герлік бұйымдар жасап қалдырғаны – айтса сенгісіз, көзбен көрмесе.

Жақсыбай ҚАЛИАҚПАР

1948 жылы Ақадыр кентінде туған Жақаң 1967 жылы Алматы көркем өнер училищесіне түсіп, жолдамамен Украинаның Косов қаласындағы халықтық кәсіби көркем өнер техникумына түсіп, оны ойдағыдай тәмам­дайды. 1981 жылы Абай атындағы қазақ мемлекеттік педагогика институтының көркемөнер және графика факультетін оқып бітіреді. Қарағанды, Жезқазған облыстық мұражайларында суретші, «Орталық Қазақстан», «Жезқазған шын­­дығы» газеттерінде суретші-ка­ри­катурашы ретінде еңбек еткен. 1985 жылы бүкілодақтық халық шы­ғармашылығы байқауының лауреаты, 1987 жылы бүкілодақтық лениндік коммунистік жастар одағының «Қолы алтын шебер» белгісімен наг­рад­талған, тағысын тағы бар. Әттеген-айы, пайғамбар жасына жетпей, арамыз­дан ақтық сапарға аттанып кетіпті (2008 жылы).

Манарбек ЕРЖАНОВ

Қазақ өміріне тән құбылыстардың біразын сурет тілімен сөйлеткен Жақ­сыбай Қалиақпар – өле-өлгенше қо­лынан қылқалам тастамаған сурет-ғұмыр. Мұраларына көңіл көзімен зер салсаңыз, американдық белгілі су­ретші Рокуэлл Кенттің 1962 жылы Қазақстанға келген сапарында айтқан сөзі еске түседі: «Ұшаққа отырғанда осынау ұлан-байтақ жазираны аралап шығуға, әттең, уақытым жетпейді-ау деп өкініп едім. Бақытыма қарай Әбілхан Қастеев шығармаларын кө­ріп, Қазақстанды түгел аралағандай болдым» депті. Сол сияқты, түл­кі­ге бүркіттің түскен сәтін салған су­ретші Жақсыбай Қалиақпардың шы­ғармашылығынан Алаш рухы аңқып сала береді. Жай емес, Сәкен, Қаныш, Манарбек сүйген Алаш. Ендеше, туы құламасын!

Жәнібек ӘЛИМАНОВ

Суреттер Ж.Қалиақпар

қорынан алынды

 

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.